Откуда начинается счастье

  • 12 февраля 2016, 10:01

А вы слышали про теорию базовых перинатальных матриц? Ее создатель — известный чешский психиатр Станислав Гроф. Именно ему принадлежит мысль о том, что все полученные перинатальные впечатления, связанные с основными этапами появления на свет ребенка, не исчезают бесследно, а фиксируются в виде прототипов. А на основе этой полученной базы развивается психика и будущая линия поведения человека. Кажется невероятным? Однако концепция весьма интересна, поэтому рассмотрим ее вместе с педиатром и детским гастроэнтерологом Евгенией Владимировной Шрайнер.

В созданной Грофом  концепции пренатального существования выделены четыре периода, которые сохраняются в человеческом подсознании.

Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами  и подробно характеризует, что происходит в каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, и как они могут влиять на поведение. Попробуем кратко рассказать о концепции, которая стремительно завоевывает мир.  Подробно обо всем советуем почитать самостоятельно.  Знания помогут осознать, что, обладая возможностью даровать жизнь человеку, мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы дать ему лучшие возможности, которые простыми материальными благами не достигаются.

Что же все-таки происходит

Перинатальные матрицы имеют 2 важных компонента: биологический и психологический. Биологический аспект состоит из  реальных переживаний, связанных со стадиями родов. Но каждая биологическая стадия имеет специфическую психологическую составляющую.

I МАТРИЦА — это период безмятежного внутриутробного существования, когда тепло, уютно, сытно. Это переживания единства с матерью.

II МАТРИЦА — начало родовой деятельности, состояние антагонизма с матерью, когда плод сжимается силами сокращающейся матки. Мать и плод становятся источниками боли друг для друга, вступают в биологический антагонизм и конфликт. Страх и замешательство неопытной мамы, негативное отношение к ребенку могут сделать эту фазу трудной. В последующем у личности, настроившейся в переживаниях на II матрицу, жизнь кажется лишенной всякого смысла.

III МАТРИЦА — вторая стадия родов — прохождение через родовой канал. Это состояние — духовный аналог в борьбе между смертью и вторым рождением. Для плода это серьезная борьба за выживание, борьба с сокращающимся механизмом, удушьем. Но в этот период маточная система уже открыта, возникает перспектива прекращения данной «невыносимой» ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают, их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это болезненное состояние.

IV МАТРИЦА — завершение родового процесса, это переживание смерти «ЭГО» и повторного рождения. Прекращается симбиотический союз плода с матерью, между ними формируется новый тип отношений. Крайнее напряжение сменяется неожиданным облегчением и релаксацией. Теперь это уже не плод, а ребенок — анатомически независимое существо.

Как мамино молоко может все изменить

Стремительные роды, кесарево сечение, преждевременные роды — это сильнейший стресс для ребенка, который потом, по мнению Грофа, негативно отразится на его психике и физиологии.  Полноценным грудным вскармливанием до года, а лучше до 2,5–3-х лет, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные пренатальные матрицы. И любящая мама знает и чувствует это и без всяких теорий.

Евгения Владимировна отмечает:

«О психологической и неврологической подоплеке в формировании поведения известно давно. Поэтому ребенок может разными способами  переживать свою травму. Самые распространенные: детский онанизм, обкусывание ногтей. Хуже, если его проблемы находят  более серьезные выражения — энкопрез (недержание кала), энурез (недержание мочи) и т.д. Никакой бассейн или другие физиопроцедуры не смогут сгладить матрицу, на которой  выстроилось такое поведение. Именно поэтому Гроф рекомендовал длительное грудное вскармливание, чтобы сгладить воздействие этой матрицы. Если не успеть выправить все это на грудничковом этапе, ребенок уже во взрослом состоянии вынужден будет решать свои пренатальные проблемы с помощью техник холотропного дыхания, гипноза».

Как кормить ребенка?

C большой любовью. Наиболее старые ядра переживаний относятся к самым ранним стадиям младенчества, к периоду кормления грудью. Самым частым является оживление оральных (ротовых) фрустраций, связанных с жестким графиком кормления, с нехваткой молока, с напряжениями, тревогой, нервозностью, недостатком любви со стороны матери и с ее неспособностью создать эмоционально теплую, мирную и предохраняющую атмосферу. 

«Именно об этом я хотела сказать, — акцентирует внимание Евгения Владимировна, — маме просто необходимо поменять  свое отношение к процессу кормления. Когда женщина кормит ребенка, она должна понять для себя одну простую истину, что когда она сидит дома беременная или кормящая, она не сидит в безделье, а выполняет очень важную миссию — растит здорового и счастливого ребенка».

Практические выводы

  1. Еще на этапе беременности общайтесь с ребенком.
  2. Сразу после рождения установите с ребенком первый эмоциональный контакт. Уже через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза.
  3. Ни в коем случае не отказывайтесь от грудного вскармливания. Состав женского молока у каждой мамы индивидуален и идеально подходит именно ее ребенку. Ни один производитель в мире не сможет смодулировать так, чтобы молоко менялось, как оно меняется у женщины в течение суток.
  4. Быть счастливой можно и нужно не только во время беременности, но и став мамой. Находитесь в пространстве положительных эмоций, окружите себя прекрасным.
  5.  Занимайтесь физкультурой, «мышечная радость» мамы легко считывается малышом.
  6. Слушайте классическую музыку, которая оказывает положительное влияние и на психологический настрой мамы и ребенка, и на лактацию. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности и  первого года жизни, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее.
  7. Общайтесь ребенком: словами, прикосновениями, пойте ему, танцуйте с ним, делитесь с ним радостью. Новорожденный не должен испытывать «тактильный голод».

Женщина становится ответственной за здоровье ребенка уже с того момента, когда она подумала о том, чтобы стать мамой. Осознанное материнство и следование его здоровым принципам избавляет будущего ребенка от множества проблем, которые потом не придется решать с помощью врачей.