Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей

  • 31 марта 2017, 10:28

Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон. Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции. Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог. 

 

Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.

Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:

Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.

  • зрение, слух, обоняние, осязание;
  • тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
  • вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
  • проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.

Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.

Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:  

  • трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
  • ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
  • быстро надоедают занятия, игрушки;
  • игнорирует правила поведения;
  • забывает и часто теряет вещи;
  • плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
  • боится воды.

У младенцев

Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития. Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов. 

Дошкольники

В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.

Младшие школьники

В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.

Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.

Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.

Подростки

Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.

Программа восстановления

Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.

Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.

Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.

В Центре новых медицинских технологий курсы восстановления ведут врачи-неврологи и физические терапевты Клиники восстановления здоровья.