Наш ребенок - первоклассник!

  • 14 марта 2018, 18:06

«Первый раз – в первый класс». Многие дети и родители ждут этот день с нетерпением. Наконец-то линейка, цветы, школьная форма, рюкзак с учебниками… Но начало нового периода всегда связано с некоторым стрессом. Как лучше пережить это время? 

 

Возраст шесть-семь лет – это переходный период в жизни маленького человека и его родителей. Ребенок стремится занять по-настоящему взрослую позицию: пойти в школу, учиться и быть ответственным. Будучи дошкольником, он осваивает большой спектр разнообразных форм самовыражения и общения: в игре, в быту, труде, занятиях. Закрепляются основные формы произвольного поведения и саморегуляции, наращивается познавательный интерес в разных сферах, формируется самооценка и морально-этические установки.

Ребенку не терпится стать первоклассником, чтобы удовлетворить свои потребности в получении новой информации, в общении со сверстниками и выстраивании отношений «учитель-ученик». В школу он идет не только за получением знаний по знакомым нам предметам, но и для получения опыта для дальнейшей его профессиональной и личной жизни. Имеет смысл родителям помнить об этом, проявлять интерес к тому, что рассказывает ребенок о своей внеурочной жизни в школе.

Внимательно слушайте ребенка, задавайте уточняющие вопросы, проявляйте интерес, а если рассказ повторяется несколько раз – воспринимайте терпеливо. Постарайтесь не обрывать и не критиковать.

На помощь придут подобные фразы-помощники:

  • Жаль, что так вышло, давай подумаем, как избежать таких последствий в следующий раз.
  • А как можно было сделать/поступить по-другому?
  • Как ты думаешь, если человеку ответить по-другому (предложите свой вариант), как он отреагирует? (выделить блоком).

 

Родители часто вспоминают свой школьный опыт. Если на уме только негативные воспоминания, то раздражение может передаваться ребенку в виде тревоги и страхов, агрессивного поведения.  У ребенка может появиться нежелание идти в школу.

Такое часто бывает, когда будущий первоклассник слышит подобные фразы:

Цель: научить ответственности — Как я буду учителю в глаза смотреть, когда она будет тебя ругать за плохое поведение.

Цель: дать пример — Вот соседский мальчик уже все задания выполняет очень хорошо – отличником будет, а ты, похоже, будущий двоечник.

Цель: научить прилежности — Ты даже пять минут не можешь усидеть на одном месте, а на уроках надо сорок пять минут ровно сидеть и не отвлекаться. — Как же ты будешь в школе учиться, если даже это задание не можешь сделать?

Цель: научить адаптации — Надо, чтобы ты учительнице понравился, она тогда меньше ругаться будет, лучше оценки будет ставить или двоек не будешь получать.

Цель: научить правильному поведению — Когда в школу пойдешь, не вздумай там никого обижать, сиди ровно за партой, не разговаривай, не отвлекайся сам и к другим не приставай, а самое главное, будь внимательным и запоминай все, что говорит учитель, иначе потом двойки будешь получать. За поведение тоже ставят двойки.

Цель: показать важность нового этапа в жизни — Как ты будешь в школе учиться, ты же еще в игрушки играешь как маленький.

Результат: тики, навязчивые мысли и движения, повышение или снижение аппетита, раздражительность и агрессивное поведение, нарушение сна, возможны проявления психосоматических реакций.

Что делать?

Вспомните самые приятные моменты из своей школьной жизни и поделитесь ими с ребенком. Можно рассказать, что школа дает не только знания, но и учит дружбе. Вспомните свои примеры, расскажите про одноклассников, покажите фотографии. Таким образом, напряжение по поводу учебы уменьшится и у вас и у ребенка.

Как привыкнуть к новому режиму

У каждого возраста есть свои задачи. В последнее время детей младшего дошкольного возраста стараются научить различным языкам, счету, буквам и многому другому, тогда как ребенку важно больше двигаться, играть в разные игры (подвижные, активные, сюжетно-ролевые, настольные, со сверстниками).

Двигательная активность просто необходима при быстром росте. Один из пиков роста выпадает на шесть-семь лет и совпадает с начальной школой.

Возникает противоречие: у ребенка есть физиологическая потребность в движении, а ему нужно сидеть за партой целых сорок минут.

Ребенок в таких случаях либо «плохо ведет себя на уроках» и при этом усваивает материал, либо тратит практически все силы на «хорошее поведение» и очень быстро устает.

Именно поэтому важно, чтобы дети на переменах бегали по коридорам, прыгали, кричали и визжали, а на уроках делали перерывы на коротенькую зарядку. Если в вашем классе это не практикуется, поговорите с учителем, предложите ввести мини-зарядки в учебный процесс. А если учителя жалуются на поведение ребенка во время перемены, то имеет смысл подумать, как сделать так, чтобы у ребенка была возможность удовлетворить свою потребность и не «разозлить» учителя. Нужно объяснить, что время для бега и криков – перемена, а на уроке нужно сосредоточиться. Покажите ребенку подвижные игры, в которые он может поиграть на перемене.

Если ребенку очень сложно усидеть на месте и учителя жалуются на поведение и трудности в обучении, да и сами вы видите, что ему трудно, рекомендуем обратиться к психологу, который сможет определить причину такого поведения. Дело в том, что их может быть несколько: особенности психофизиологического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы в установлении отношений со сверстниками или с учителем, неадекватная самооценка, нарушение познавательной сферы, нарушения когнитивных процессов (память, внимание, мышление). Специалист определит, что является причиной, а что следствием.

Рекомендации:

— Старайтесь организовать график таким образом, чтобы у ребенка была возможность спокойно, без спешки проснуться и позавтракать, собраться и добраться до школы. Это важно для утреннего настроя на учебу. Рассчитать время и организовать процесс – задача взрослых, помните об этом, когда захочется накричать за его медлительность. Старайтесь утром не критиковать за ошибки и нерасторопность. Попробуйте исключить предупреждающие фразы: смотри не балуйся, веди себя хорошо, никого не обижай и т.д. Лучше всего приободрить ребенка, настроить на позитивный лад, пожелать удачи, ведь у него впереди тяжелый учебный день.

— Для детей склонных к тревоге и страхам особенно важно организовать свое рабочее место. Стол лучше разместить таким образом, чтобы ребенку, пока он выполняет домашнее задание, достаточно было повернуть или поднять голову для того, чтобы увидеть, кто вошел в комнату. Так вы создадите безопасное и надежное место, а шорохи в соседней комнате не будут настораживать, и отвлекать от занятий.

— Постарайтесь как можно меньше принимать участие в выполнении домашнего задания. Помните, его задают детям, а не родителям. Дайте возможность сделать уроки самостоятельно, а когда понадобится помощь – не перестарайтесь. Здорово, если и портфель ребенок будет собирать самостоятельно. Научите его составлять список того, что нужно взять с собой завтра, и складывать по нему. Так школьник станет самостоятельным и ответственным.

— Если вы видите много «грязи» и неровные строчки в тетрадях, обратитесь за консультацией к психологу или неврологу, прежде чем заставлять ребенка переписывать по нескольку раз задание. Возможно, ему трудно выполнять красиво и чисто в силу особенностей развития, сложностей в управлении мышечным тонусом рук, повышенной истощаемости или нарушением внимания. В таких случаях нужна помощь специалиста, а чрезмерная критика может сформировать негативное отношение к обучению и низкую самооценку.

— После школы важно дать возможность передохнуть, поиграть, отвлечься от уроков часа на три. Будет хорошо, если вы включите в расписание ребенка полуторачасовой сон, особенно в первый год обучения в школе. Самое благоприятное время для выполнения домашних заданий – период с 15 до 18 часов. Очень важно делать 10-15 минутные перерывы после каждых 15-20 минут выполнения уроков. Во время перерывов лучше всего организовать подвижную деятельность. Например, поиграть в игры типа «море волнуется…», где нужно чередовать напряжение и расслабление, статику и динамику.

— Встречайте ребенка со школы спокойно. Старайтесь не задавать много вопросов. Лучше дождаться, пока ребенок сам начнет рассказывать. Тогда важно проявить интерес, быть максимально включенным, задавать уточняющие вопросы. Даже если ребенок пришел не в настроении, не набрасывайтесь на него с вопросами, дайте возможность ему самому рассказать, что случилось. Это станет началом ваших доверительных отношений.