Гиперактивные дети - помощь родителям

  • 02 октября 2018, 18:11

Ни для кого не секрет, что все дети разные, они отличаются темпом физиологического развития, характером, темпераментом. Одни малыши могут спокойно проводить время сами, занимаясь своими игрушками, другие не могут обойтись без внимания и пяти минут. Таким детям непросто даётся обучение, они с трудом концентрируют внимание и воспринимают информацию, быстро меняют сферу деятельности, они импульсивны и неусидчивы.

Часто «гиперактивность» является симптомом нарушения сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция — это обработка и организация ощущений, поступающих от органов чувств, с целью формирования адекватного ответа нервной системы. Ребёнок рождается без опыта общения с окружающей средой, но уже с первых секунд жизни мозг начинает получать информацию от органов осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния, вестибулярного аппарата и т.д.  Все эти ощущения дают нам понимание функционального состояния нашего тела и окружающей среды, необходимые для управления физическими и умственными процессами. Возникновение каких-либо нарушений в обработке сенсорных сигналов может негативным образом отразиться на процессе моторного (двигательного) и познавательного развития.

  • В дошкольном возрасте распространённым симптомом нарушения сенсорной интеграции является неспособность играть.  У ребёнка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Если вестибулярная (положение тела в пространстве), проприоцептивная (положение частей тела относительно друг друга) и тактильная системы работают со сбоями, у ребенка страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. Ребенок постоянно двигается, «бесцельно» бегает, ударяется, «сшибает углы», таким образом стараясь набрать недостающие ему ощущения от своего тела.
  • В школьном возрасте дети с нарушением сенсорной интеграции имеют проблемы с обучением. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведёт к нарушению поведения, связанного с учёбой в школе, даже если способности к обучению не снижены. 

На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки и действия, его мозг перевозбуждён. Чрезмерная активность является вынужденной реакцией на ощущения, которые организовать и выключить невозможно, мозг ребенка выходит из-под контроля. Дезорганизация работы мозга не даёт ребенку сконцентрироваться и удержать внимание, следовательно, возникают трудности с усвоением учебного материала.

Ребёнок не может объяснить свои проблемы,  понять происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. В таком случае воспитательные меры в виде поощрения и наказания не могут повлиять на ситуацию, проблема лишь усугубляется, когда ребёнка заставляют выполнять непосильные задания.

  • В подростковом возрасте одним из самых распространённых следствий сенсорных нарушений является несобранность. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения по книге, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что он делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чём-либо и завершить дело вообще невозможно

Ни одна часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передаётся от одной её части к другой.

Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает его и создает в нём функциональную активность.

Каждую секунду огромное количество информации поступает в наш мозг от органов чувств. Мозг должен организовать многочисленные поступающие сенсорные сигналы, выбрать наиболее важные и необходимые моменты, отбраковать ненужные. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если он родился здоровым, и его сенсорная стимуляция в норме, у ребенка не будет проблем с поведением и развитием двигательных навыков и речи.

Для детей, которые в начале жизни имеют какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждений чувствительных органов во время родов: ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс естественной сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным.

У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребёнок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Даже небольшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребёнок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.

С возрастом проблемы могут увеличиться, что вызовет нарушения в развитии и поведении, трудности обучения в школе.

Установка на то, что ребёнок перерастёт свои нарушения, непродуктивна, так как чревата задержкой в оказании профессиональной помощи. Возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Целью коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции является усиление, настройка и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой. Это поможет ребёнку эффективнее функционировать физически и эмоционально и, как следствие, лучше учиться, осваивать любые двигательные навыки, школьные предметы, типы поведения, необходимые в жизни.

Ещё одна важная задача коррекционной работы — помочь родителям понять своих детей, найти правильный подход, так как при дисбалансе сенсорной интеграции ребёнок не может контролировать свои действия и заставить себя изменить поведение.

Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.