Подростковые метаморфозы

  • 07 февраля 2019, 14:32

Подростковый возраст, наверное, самый обсуждаемый. Учителя и родители, психологи и врачи, сами дети – говорят о нём много и эмоционально. И этому есть причина.

Время жизни с 12 (13) до 16 (17) лет самое трудное. Больше никогда не будет так тяжело, как в это время: ни в 35, ни в 60 лет. Никогда.

В первую очередь трудно самому ребёнку. За очень короткий срок очень многое в нём и вокруг меняется.

Первые и самые очевидные признаки изменений – резкий и значительный скачок роста и появление вторичных половых признаков. К этому приводит активизация гипоталамуса и, соответственно увеличение продукции половых стероидов. Тело меняет свои пропорции: заметно увеличивается рост, удлиняются руки и ноги, стопы и кисти, происходит увеличение массы тела и объёмов органов. Из-за резкого роста субъективное восприятие собственных габаритов и границ нарушается – ребёнок «помнит» себя меньше, чем есть на самом деле. Он становится неуклюжим, его движения – нескоординированными и сбивчивыми. Он часто на что-то натыкается, запинается, роняет окружающие его предметы. Нервная и сосудистая системы в это время не всегда работают адекватно. Происходит замедление реакций, могут появиться головокружения, потемнение в глазах, неустойчивость при смене положения тела.

Пусковая нестабильность в работе гормональной системы приводят к перепадам настроения и активности: то хочется «забиться в норку и плакать», то «орать и крушить», а то «летать и творить». Ребёнок не понимает, что с ним происходит, почему так часто меняется настроение, почему иногда тяжело пошевелить рукой, а иногда распирает от энергии. Становится трудно что-то планировать, выполнять обязанности и обещания.

В связи с гормональной перестройкой в организме резко повышается содержание андрогенов (мужских половых гормонов) как у мальчиков, так и у девочек. Они воздействуют на повышение количества себоцитов, поэтому сальные железы начинают работать активнее. И, о ужас, появляются прыщи, волосы становятся жирными, лоб блестит, а пот начинает пахнуть.

И вот на этом фоне интенсивная работа половой гормональной системы «дарит» выраженное увеличение сексуальных желаний, сексуальной энергии и соответствующие интересы. Вдруг начинает волновать Светка, которую знал с детского сада. Сердце замирает, когда Серёжка нечаянно задевает рукав рукой, а ведь раньше злилась на него за дёрганье косичек. То, что было интересно ещё вчера, теперь кажется детской забавой или нестоящим внимания пустяком. Когда-то притягательная стреловидность крыла истребителя потерялась за брачными ритуалами горных горилл. В женщине-кошке стала привлекать не ее ловкость, смелость и находчивость, а изгиб бедра, обтянутый латексом. (И это при том, что чувствуешь себя все же гориллой).

Подросток придаёт большое значение недостаткам своей внешности и своего поведения. Ему очень важно быть сексуально привлекательным (т.е. привлекательным для противоположного пола, чтобы нравиться, а не для секса – секс придет позже) и быть принятым представителями своего пола. Поэтому в этом возрасте комплексы формируются почти мгновенно.

Ко всему появляются еще и прямые следствия активизации деятельности половой системы: менструальные циклы, поллюции и непроизвольная эрекция. Что доставляет массу беспокойств и неудобств. Куда, вы думаете, направлены взгляды класса, когда у доски решает задачу одна из его представительниц? Уж точно не на царапающую цифры руку, а гораздо ниже. И как выйти из-за парты на перемене, если зрелище «сработало»?

И совершенно логично, что ведущая деятельность этого возраста – интимно-личностное общение со сверстниками. Да-да, дорогие родители. А вы думали – подготовка к ЕГЭ? Суть этой деятельности – воспроизведение между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, своеобразная форма освоения этих отношений, примерка. Появляется первое «увлечение», отношения в котором демонстративны и драматичны (так интереснее, да и отвечает сериалам и книгам, в которых черпались теоретические познания). А то и «накрывает» любовь. Первая, щемящая, яркая – чувства эти будут помниться всю жизнь (а вот объект любви может потом и стереться из памяти).

Перемены, происходящие в ребенке в период полового созревания, значительны.

Они сигнализируют ему со всей очевидностью, данной в ощущениях, что он стал другим. Ещё не понятно каким, но точно другим. Однако для родителей (и для учителей) он тот же ребенок – несмышлёный, требующий контроля, наставлений и опеки: тем больших, чем больше он «чудит». Поэтому подросток чувствует себя непонятым, не принимаемым.  И он начинает отталкиваться от семейной среды: становится враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Но одновременно с этим испытывает внутреннее беспокойство, недовольство собой и окружающими, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Это явление называется «негативизм». У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается несколько позже.

И хотя объективной взрослости ещё нет, подросток чувствует себя взрослым. Он требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам, принятия его таким, какой он теперь есть. Однако разочарование неизбежно, так как его новые ценности и ценности родителей различны. Это начало эмансипации от родителей. Демонстрируя свою отдельность, подросток меняет стиль одежды, манеру общаться, режим и наполнение дня, у него появляются новые друзья, новые привычки. Родители в панике: «ребёнок сошел с ума», «его как подменили»… Ведь так сложно себе (в первую очередь) признаться, что был таким же подростком когда-то, так же «сходил с ума».

 А для подростка в его «негативной фазе» очень важна понимающая, принимающая и поддерживающая среда.

Поэтому отношения со сверстниками (имеющими те же проблемы здесь и сейчас) в этот период более значимы, чем со взрослыми. Происходит социальное обособление подростка от своей родительской семьи.

На этом этапе «расплывчатое» подростковое «я» нуждается в сильном «мы», что приводит к образованию групп. Сначала это небольшие компании представителей одного пола, затем более крупные смешанные группы. Естественно происходит разделение на пары, так что компания в итоге состоит только из связанных между собою пар. Представители группы понимают друг друга (у них одинаковые проблемы), поэтому ценности и мнения группы (референтной для него) подросток признаёт своими. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу, которое не воспринимает происходящих в нем перемен. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и её лидера относятся некритично, инакомыслие здесь исключено – это цена за принятие и поддержку. Однако «сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Как правило, от родителей перенимается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни и взаимоотношений. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

И, конечно, в этот период меняется отношение к учебе. Часто при высоких интеллектуальных возможностях успехи в школе оставляют желать лучшего. Подросток становится равнодушным к отметкам.

Во-первых, это связано со сменой ведущей деятельности (о чем говорилось выше), а во-вторых, с переходом на новую, высшую ступень интеллектуального развития: на смену конкретному приходит логическое мышление. На деле это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным знанием, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека; смысла жизни). Может возникнуть такое явление как «философская интоксикация» – подросток даже на конкретный вопрос начинает долго и «заумно» рассуждать, используя (часто не к месту) научные термины; подолгу над чем-то задумывается, глядя в одну точку; пытается найти новое и непонятое другими в давно известных явлениях, вещах и фактах. Он пользуется новыми возможностями, пробуя их «на вкус», экспериментируя, ему становятся не интересны старые методы обучения и восприятие знаний, предложенных «готовыми» (Представьте, у вашей привычной Toyota Camry внезапно появились возможности Land Cruiser. Вы точно будете продолжать также чинно ездить по городу? Или все же помчитесь за город: в ямы, грязь, подъемы-склоны, чтобы в полной мере насладиться новыми возможностями?). 

С развитием мышления происходит открытие мира психического. Начинается интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Им хочется говорить о чувствах, делиться своими открытиями в мире чувств и эмоций.

Новое мышление оказывает огромное влияние на формирование основы личности и мировоззрения подростка.

Конечно, это способствует смене интересов. Они могут стать более демонстративными (не чтение фантастики дома на диване, а паркур с демонстрацией своих навыков везде, где только можно), экзотичными (изучение английского сменяется изучением санскрита), или наоборот – происходит присоединение к интересам референтной группы, друга и т.д.

В процессе смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Это необходимая разрушительная, опустошительная фаза.

Однако, полученные ранее знания, навыки и опыт не утрачиваются. Они становятся платформой для формирования новых интересов. Сначала новых увлечений очень много: подросток хватается то за одно, то за другое, часто не доводя начатое до конца. Он пробует и бросает то, что не понравилось. Так же как мы пробуем новую для нас привлекательную на вид еду и не доедаем, если она не пришлась нам по вкусу. Наконец происходит предпочтение одного или нескольких интересов, основанное на реалистичном и практичном (с его точки зрения) выборе и связанное с жизненной линией, избираемой для себя подростком.

Подростковый возраст – это острый период перехода из детства во взрослость. Он характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Это так. И это неотъемлемый период развития каждого человека.